Цели жизни йогов и йогинь, донесших до нас высочайшее знание йоги

Слушать:

Смотреть:

На прошлой лекции мы остановились на том, что, несмотря на внешнее сходство между людьми, души, которые находятся внутри человеческих тел - разные и по степени самоосознанности, и по степени ответственности, и по духовному уровню. Мы коснулись этой темы, потому что о человеке надо судить не так, как это часто делается - по внешним факторам. Судить о человеке надо, в первую очередь, по тому, на какой стадии эволюционного развития находится его его душа, его Атма. Точнее, по тому насколько Атма осознает себя, потому что Атмы у всех равновеликие. В своем идеале мы все одинаковые, но уровень самоосознания у всех разный. Вспомните про чудовищные перекосы, возникавшие в истории человечества, когда объявлялись войны и одна раса, одна национальность, истребляла другую, люди одних взглядов истребляли людей других взглядов, причем истребляли совершенно чудовищным образом. Все это делалось в попытке разделить людей по каким-то внешним признакам, которая по своей сути не имеет никакого отношения к делению людей. К сожалению, ситуация когда одна группа людей истребляет другую группу людей постоянно присутствует в нашей истории. И даже если вы начнете изучать историю Америки до Колумба, то там иной раз одно племя индейцев полностью истребляло другое племя индейцев. На вопрос, почему они это делали, индейцы отвечали, что они были нелюди. Получается, что одни индейцы истребляли других индейцев живыми существами с телами людей, но душами животных. Самым чудовищным образом шла борьба за выживание и иногда, действительно, ничего не оставалось, как в этой борьбе не дать себя уничтожить. Хотя это вовсе не прикрывает все те злодеяния, которые люди творили под этой эгидой.

И я вас призываю к тому, чтобы вы с самых первых занятий по йоге понимали, что мир гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд. Друзья, это нам только кажется, что есть справедливое и несправедливое, правильное и неправильное. Если же вы более внимательно изучите условия, в которых жили люди, вы начнете понимать, что Вселенная, в общем-то, сбалансирована. Как это ни печально, но у любого явления есть две стороны и если мы сталкиваемся с традициями, которые нам кажутся неприменимыми для себя, мы не должны судить их строго. В Индии существуют так называемые законы Ману – достаточно интересный свод правил, регламентирующих жизнь людей. Но не дай вам бог по ним жить. Хотя в тот момент времени когда они создавались, для тех людей которые тогда жили, для их степени самоосознанности это были наиболее оптимальные, справедливые и прогрессивные законы. Поэтому мы должны отказаться от суждения на хорошо и плохо. К примеру, с одной стороны тот же рабовладельческий строй – плохо. Сейчас по телевизору порой показывают, что в Африке до сих пор идет работорговля - что хорошего?! Но если вы проанализируете положение дел в той же Римской империи много тысяч лет назад, то увидите, что изначально рабами были люди, находящиеся на крайне низком уровне самоосознания и в идеале рабовладельческий строй оставлял в выигрыше всех. Понятно, что когда говорят “рабовладельческий строй” мы с вами сразу вспоминаем как над этими рабами издевались, всячески били и унижали. Но это уже чудовищные перекосы, а ведь есть и другая сторона - жили бы эти люди где-нибудь в африканском лесу, так либо они постоянно голодали бы, либо погибали от каких-нибудь зверей. Та же самая ситуация и с нашим крепостным правом, которое стало позором уже в свои последние годы, когда среди крепостных стали рождаться очень развитые души. А проанализируйте эту ситуацию, и посмотрите что происходило скажем тысячу лет назад, когда крепостное право только зарождалось. И вы увидите, что оно зарождалось не на пустом месте. Представьте себе человека с психологией бомжа, которые пропил все, что у него было, набрал долги, которые тоже пропил и таким образом сам себя закабалил. Вы должны понимать как исторически происходили все эти процессы, а то иногда хотят представить, что один класс начал стремится к власти и подавлять другие слои общества, но если бы все так просто было. Все гораздо сложнее - любая система, любой образ жизни выстраивается исходя из живущих людей. Помните поговорку про то, что мы всегда заслуживаем своих правителей? И не судите строго бедную Индию с ее кастовыми пережитками, от которых мы содрогаемся. Все хорошо в своем месте и в своем времени, но не нужно слепо это копировать.

Почему в йоге эта тема стала такой важной? Да потому что древнее знание йоги проникает к нам на Запад и мы, выполняя упражнения, медитации и достигая в них высот, начинаем не критично переносить в свою жизнь и все остальное. Мы начинаем боготворить кастовую систему, образ жизни индусов, их еду и одежду и в результате получается совсем не смешной перекос, который заводит йогу в тупик. В этой связи перед нами стоит очень серьезная задача по выработке своего образа жизни. Но как отделить зерна от плевел, как отделить мудрость, сохраненную в той же Индии, или в Непале, или на Тибете, от шелухи, которая эти знания окружает? Сделать это просто лишь на первый взгляд. Казалось бы надо все, что работает - оставить, а все, что не работает - выбросить. А вот не получается так просто! Единственный выход - хорошо разбираться в традиции, научится ее чувствовать и постоянно соотносить почему так, а не иначе. При этом не слепо копировать практики, а пытаться перенести их на нашу почву, на наш образ жизни, на наши взаимоотношения.

Итак, подведем основные моменты. Существует три большие группы душ: во-первых, это те, кто еще недавно жил в телах животных и с ними бесполезно вести утонченные беседы - они просто не поймут о чем речь; во-вторых, это души, для которых собственно и предназначено знание йоги; и третья категория душ, о которых мы можем сказать лишь одно - это Учителя. И здесь мы должны сразу же сделать четкий и однозначный вывод: судить о человеке можно лишь по тому состоянию, в котором находится его душа и при этом абсолютно не важно к какой национальности, расе, вероисповеданию он принадлежит. Такое же разделение людей существует и здесь мы с вами ничего поделать не можем. К сожалению, и во времена французской революции, и во времена нашей революции, когда человечество предпринимало отчаянные попытки построить царство Божие на земле, этот закон абсолютно никто не понимал. А ведь попытки эти были очень хорошие, справедливые. Например, строительство коммунистического общества, в котором все люди будут равны, все будут иметь равные возможности и права. А вы помните, к чему это каждый раз приводило? Что во Франции, что у нас... Каждый раз благородный порыв человечества изменить жизнь к лучшему, заканчивался крахом. Проанализируйте жизнь этих революционеров. Сейчас нам пытаются представить их последними негодяями и маньяками, но ведь это не так. Это были умнейшие люди, это были честнейшие люди, но они стали заложниками своих неправильных воззрений на природу человека. Они считали, что мы все одинаковые, что мы все равны. И мы, действительно, все равны, но равны в своем потенциале, равны в состоянии Просветления, в состоянии Самадхи, в состоянии освобождения. А сейчас мы все с вами абсолютно не равны! И если нет этого осознания, то ты сможешь человека, который еще в статусе полуживотного, поставить на руководящую роль. А он еще собака в теле человека и, конечно, тут же начнет злоупотреблять. Наши революционеры этого не понимали и все получилось так, как оно получилось. Но на самом деле народ мудрее, все равно лишних стали выдавливать, все равно пошла некая трансформация, иначе бы полнейший коллапс государству наступил.

Поэтому следующий момент, о котором следует помнить: построение идеалистического общества возможно только лишь с учетом того, что степень самоосознания у каждого индивида абсолютно разная. Если проводить аналогию с йогой, то надо сказать следующее: кому-то можно доверить тайные знания и практики йоги, а кого-то на пушечный выстрел нельзя к ним подпускать. И здесь сразу же возникает другая сложность - как понять кто стоит перед нами, где тот критерий, за который можно зацепиться? Как определить, на какой степени эволюционной лестницы находится душа? И здесь нам ничего другого не остается, как через общение с людьми определять, кто они. Это иногда очень трудно сделать, порой наши предубеждения играют с нами злую шутку и мы начинаем общаться с теми, с кем не надо и, наоборот, не общаться с теми, с кем надо, в результате можно уйти далеко в сторону.

Необходимость общения с единомышленниками.

Теперь давайте непосредственно коснемся того образа жизни, который рекомендует нам вести учение йоги. В первую очередь, от вас требуется общаться лишь с себе подобными и всячески избегать общения с ненужными людьми. Если у вас есть альтернатива общения либо с людьми, которые то ли люди, то ли звери, либо с людьми, стоящими на высоком уровне развития, то, естественно, нужно выбирать второе. Иногда нас наша карма может занести в не очень хорошие условия, например, вы родились в среде, в которой вас окружают будущие и настоящие уголовники. Ведь дети играют вместе, хотя степень самоосознания у детей тоже разная и бывает, что нормальный ребенок попадает в чудовищную, маргинальную среду, где общается с будущими преступниками и убийцами. Карма порой загоняет в разные дебри и здесь мы ничего сделать не можем - где родились там и родились. Но если в наших силах не пересекаться с такими людьми, надо не пересекаться с ними и не позволять это делать нашим детям. У меня одна девушка изучала йогу, а сама она работала учительницей начальных классов и рассказывала о том, что для учителей вышла директива комплектовать учебные классы таким образом, что бы в каждом были и отличники, и двоечники. Посыл был благородный - хотели, чтобы отличники вытаскивали двоечников. Но с другой стороны, такая комплектация здорово подрезала отличникам крылья, потому что они начинали общаться не пойми с кем, набираться у них дурных привычек и ставить крест на своем будущем. Поэтому мы с вами должны очень тщательно выбирать круг общения, хотя понятно, что не всё полностью в наших руках. Но если есть хоть малейшая возможность выбирать с кем общаться, надо это делать! А если мы отвечаем за других людей, например, за своих детей, то должны огораживать их от нежелательных кампаний, иначе глазом не успеем моргнуть, как их души попадут в среду отрицательную и пойдет страшный перекос, перекос на всю жизнь! Сделать это сложно, но если есть возможность, то это делать надо.

Мы не можем переделывать людей, мы не можем человека, находящегося на низкой стадии развития, перетащить на высокую стадию развития - нам это не дано! Господь Бог бьется-бьется и то ему требуется несколько жизней, чтобы поднять человека на следующую стадию. Вы ничего не достигнете, пиная людей в зад и читая нотации на тему «Давай, развивайся!», да это и не ваша задача. Развивает людей только Бог или Абсолют, или космический закон Дао, но никак не вы. Не в ваших силах переделать людей, но в ваших силах общаться с нужными и не общаться с ненужными. Конечно же, вы должны всячески способствовать тому, чтобы люди поднимались по духовной лестнице эволюции, но на этом поприще мы можем сделать так мало... практически ничего. В рамках Открытого йога университета с будущими преподавателями йоги мы изучаем древние тексты, один из них «Афоризмы преподавания» и в них сказано, что ты в принципе никогда и никого не сможешь научить йоге, это тебе не дано. Ты сможешь сделать лишь одно - устранить препятствия на пути другого человека, чтобы он сам переоткрыл йогу. И если вы сумели устранить эти препятствия хорошо, профессионально и вовремя, то честь вам и хвала, если же нет, значит вы не соответствуете своей должности. Но мы никого не учим йоге, йоге нельзя выучить, йогу можно лишь переоткрыть внутри себя. Аналогичная ситуация и с людьми, с которыми вы общаетесь. Не пытайтесь их сделать лучше - у вас это никогда не получится, попытайтесь устранить препятствия на их пути, чтобы они сами сделались лучше. Может показаться, что это одно и то же, нет, это принципиальная разница.

И, наконец, вы должны стремится к общению с теми, кто находится на более высокой ступени самоосознания. Вот почему во всех трактатах сказано, что при любой возможности старайтесь находится в поле Учителя. В Индии это очень распространено, там все стремятся получить у Учителя даршан (лицезрение), всячески вокруг него вертеться и крутиться, потому что как говорится - “с кем поведешься, от того и наберешься”. Набираться же нужно того, что полезно, а не того, что нас уводит вниз. Поэтому так важно искать себе единомышленников - тех людей, которые находятся на твоем уровне духовного развития и постараться не общаться с теми, кто стоит на более низком уровне развития, иначе глазом не успеешь моргнуть как наберешься чего-то совершенно негативного, как от дворняги вшей. На бессознательном уровне начинают копироваться шаблоны поведения, реакции на внешние раздражители, жизненные приоритеты и процесс этот происходит неосознанно, вы даже не заметите как это произойдет. Порой люди думают, что общаясь с теми же бывалыми уголовниками они познают мир. А зачем вам это? Вы просто не понимаете, что этим общением вы настраиваетесь на волну уголовщины, и если в вас заложены семена негативной кармы, связанной с этим миром, то тем самым вы начинаете их поливать. Именно так прорастает карма. Поэтому иногда набирание опыта - это не набирание опыта, а создание условий для разворачивания вашей негативной кармы. Хотя, конечно, если в вас этих семян нет, то дурное к вам не пристанет. У меня много учеников было, иногда я просто поражаюсь, насколько судьба и карма людей непредсказуема. Детство одного моего ученика проходило в барачном поселке бывших заключенных, которые отбывали срок за какие-то очень мрачные убийства. И дети этих уголовников были соответственные и понятно, что когда они выросли, их всех тут же пересажали, потому что тоже уголовниками оказались. Этот же паренек с ними все детство проиграл, а вышел от них как ни в чем не бывало - грязь совершенно не пристала. Почему не пристало? Да не было кармы, связанной с уголовным прошлым. А если бы была - сам бы оказался на зоне, потому что карма всегда ждет условий для того, чтобы развернуться. Мы с вами носим внутри себя множество семян, в том числе и негативной кармы, какой мы даже не помним, так зачем искушать Высшее? Мы не знаем в чем наши прегрешения, так зачем искушать судьбу? Зачем поливать водой поле, не зная, что на нем посеяно? Поэтому не надо общаться с теми, от кого можно набраться негативного жизненного опыта, не пригодится он вам, если у вас нет кармы, а если есть, то тем более не пригодится. Поэтому стремитесь общаться лишь с теми, с кем надо и не общаться с теми, с кем не надо.

Проблема одиночества

Человек иногда закрывает глаза на этот совет и продолжает общаться, с кем попало. Обратная сторона этой медали очень неприятна – это одиночество. Потому что, когда вы общались, с кем попало, вы не общались с теми, с кем надо было общаться, в результате внутренний запал энергии и сил иссяк, а вокруг как было болото, так и осталось. Проблема одиночества – один из самых суровых бичей в жизни человека, более того, это один из самых суровых моментов в духовной жизни каждого йогина или йогини. Но все должны через это пройти, чтобы потом ценить общение. В противном случае человеку все равно с кем общаться - с себеподобными или с не пойми кем. Лишь пройдя ступени одиночества, мы начинаем ценить общение. Именно по этой причине надо отметить следующий момент в образе жизни йогов и йогинь - в йогу всегда приходят поодиночке, каждый йогин переживает период, когда он живет один на один со Вселенной сидит в своей пещере и медитирует, и ничего его больше не интересует, никто и ничто. Так называемые пещерные йоги. Но потом пещерный йог начинает искать себе единомышленников, это следующий совершенно логичный шаг.

Иногда возникает вопрос: «А можно ли обмануть природу? Уединиться в пещеру и быстренько достичь Просветления, выйти из этого мира и больше в нем не рождаться. Зачем мне тратить время на общение с себеподобными, когда я могу сесть в медитацию и достигать однонаправленности разума, добиваться состояния Самадхи, состояния высшего Просветления. И чего я буду тратить время на общение, лучше лишних два часа йогой позанимаюсь» На самом деле это звучит достаточно логично, только нельзя забывать об одном важном моменте. Во время общения с единомышленниками включается механизм, о котором следует помнить. В природе не существует никаких упражнений, никаких практик, никаких мантр, янтр, поз или медитаций, которые бы гарантированно привели вас в Самадхи, в состояние Высшего. Их просто в природе нет, все методы всего лишь устраняют препятствия на вашем пути. А благодаря чему происходит последний рывок вверх - это тайна за семью печатями, мы не можем о ней никоим образом разглагольствовать и судить. Нельзя запрограммировать свое духовное развитие, написав план лет на пять вперед. Например: “Овладеваю этой техникой за полгода, этой ступенью за два года, этой - за три, а через пять лет впаду Самадхи!” Хороший план, даже лучше его не растягивать на пять лет, а ограничиться годиком - а чего время терять? Подход должен быть такой: всё и сразу. Но беда в том, что вы можете достигнуть многих состояний и многих сверхспособностей, но самой Высшей ступени вы не достигнете в принципе. Не существует техник, которые бы привели вас к Высшему! Их просто нет, это абсурд, Высшее раскрывается само. С другой стороны, если вы не будете делать никаких техник, практик, тогда Высшее точно вам не откроется. Практиками и техниками вы устраняете препятствия на пути Высшего. Запомните - Высшее открывается только тому, кому оно хочет открыться! И мы не можем заставить Высшее открыться, у нас нет для этого нет никаких рычагов!

Мы обречены общаться друг с другом

Давайте вернемся к схеме из первой лекции, к пяти принципам в образе жизни йогов и йогинь древности. Эта схема очень хорошая, но она неполная. Образно говоря, когда вы будете достигать состояния Просветления или Самадхи, это не вы будете достигать состояния Просветления или Самадхи, а ваша личная вселенная, каждый ее атом будет достигать Просветления или Самадхи. Напоминаю вам, несмотря на то, что нам кажется, что мы все живем вроде как в одной Вселенной, на самом деле - это иллюзия. У каждого из нас своя личная Вселенная, которые где-то пересекаются, а где-то нет. Поэтому достижение Высшего - это не так, что я один вырвался вперед, а вы все остались внизу. Нет. Это состояние, когда все и сразу. Но только в этот момент оно воспринимается несколько по-другому: все, кто захотели в этот момент погрузиться – погружается. Здесь маленький тонкий момент - разделение на «я и социум», «я и общество», «я и другие люди» не имеет под собой почвы. Нельзя провести границу между тем, где заканчиваетесь вы и начинается ваш мир, ваша Вселенной. Мы едины во всем, поэтому акцент сильно смещается и вы вдруг начинаете понимать, что до тех пор, пока из состояния йога одиночки вы не перейдете на следующую ступень взаимодействия и практики с себеподобными, вам никуда не вырваться, в противном случае это попытка убежать от своей тени. Поэтому в среде йогов и йогинь был очень серьезный акцент на общение с себеподобными. Всё так хитро придумано, что пока вы не станете непрерывной частью целого, пока вы не вольетесь во всеобщую гармонию, пока не будете интегрированы во всеобщее развитие, чтобы в едином порыве выйти в Просветление так, что бы оставшееся не противоречило этому - вы не сможете ничего достичь. Это другой взгляд, другая игра. Иногда меня спрашивают, почему великие йогины, достигшие состояния Самадхи и ушедшие за пределы нашей Вселенной, не могут воспользоваться своими сверхспособностями, что бы перекроить всю историю человечества? А они в состоянии перекроить весь этот мир! Да чего они только не могут сделать: и воскрешать из мертвых, и уничтожать, и строить и разрушать, но никогда ни один йогин этого не сделал. Почему? Да потому что с их позиции все и так сбалансировано и гармонично. Все перекосы, друзья, начинаются с позиции других людей, а он со своей высоты видит ситуацию в целом и понимает, что вмешиваться не во что - всё и так прекрасно идет. Все мы любим ругать господа Бога, что дескать как же плохо он это мир сделал. А вы попробуйте сделать лучше! Запомните, друзья, все, что мы можем сделать - это изменить свой собственный мир, а все остальные пусть живут так, как им нравится. Не трогайте никого, пожалуйста!

Что же касается искуса достичь всего и сразу в одиночку, то он в себе содержит бомбы замедленного действия, препятствия, которые не дадут йогину сделать следующий шаг. Мы обречены общаться друг с другом, более того, мы обречены отрабатывать многие свои пробелы в йоге через общение друг с другом и по-другому не бывает. Иногда мне приводят в пример какого-нибудь великого святого, который долгие годы жил в одиночестве. Но, друзья, мы же ничего не знаем про его жизнь! Частная жизнь великого святого... мы же не знаем, как, где и что он практиковал! Существует одна байка, которую обычно рассказывают про Шанкарачарью, хотя тема это достаточно популярна во многих мифах Индии. Послушайте! Один святой в ходе философского диспута вдруг осознал, что ему необходимо получить сексуальный опыт. А надо сказать, что святой этот жил монахом, какой уж тут чувственный опыт, когда он должен был блюсти очень суровые обеты безбрачия. И вот он очень хитро решил выйти из этой казуистики. В то время как раз умер раджа, у которого оставался целый гарем жен и святой воспользовался этим случаем. Он вышел из своего тела и вошел в тело раджи. Некоторое время наш святой всячески наслаждался с женами раджи и получил требуемый ему сексуальный опыт. Правда, потом это привело к тому, что он в диспуте все таки проиграл и должен был признать себя побежденным. Каноны ведения диспутов в те времена были очень серьезные, а поскольку святой наш формально взял на себя обет безбрачия, а ведь обет не для тела, обет для души. И по всему получается, что он его нарушил! Совершенно не важно, нарушаешь ты обет в теле, занимаясь любовью с женщинами, во сне или в грезах - это все одно и тоже, потому что воспринимающий всегда один – это Я человека. И святого нашего поймала за руку одна дама. Нужно отдать ему должное, он признал ее своей учительницей. Вот как иногда бывает, но редко. Вселенная не допускает, чтобы мы перепрыгивали через ступеньки.

А раз нам всем предстоит еще пяток другой жизней прожить в этой Вселенной, то очень актуальным становится вопрос где мы будем рождаться? Опять среди каких-нибудь уголовников или в среде йогов и йогинь? Это очень большая разница. Существует такое высказывание: «нет большего счастья, чем родиться в среде йогов и йогинь» - все остальные рождения на самом деле относительное счастье.

Отказ от эгоизма. Хочешь быть Богом – веди себя как Бог

Итак, следующий шаг на пути к Высшему духовному - это отказ от эгоизма, отказ от жизни в пещере, отказ от мыслей, что мол я маленький такой сейчас достигну Просветления и будет мне хорошо, а до вас мне дела нет. Или, что вот если достигну Просветления, то тогда и поговорим. Начинаешь такому человеку говорить: «Уважаемый, ну ты хоть чего-нибудь для человечества сделай полезного», он отвечает фразой, которая с его точки зрения кажется непробиваемой, а на самом деле она просто смешная: «Как я могу учить, когда еще сам не достиг Высочайшего?» Да когда ты достигнешь Высочайшего и растворишься в нем, кого тебе уже учить? Это у тебя сейчас кармические задолженности остались. И не надо апеллировать к Высочайшему, это эго находит себе красивые оправдания: «А что я могу сделать? Я такой маленький, сирый и убогий! Я вообще еще ничего не знаю, ничего не умею. Как я буду помогать другим, мне самому еще нужна помощь. Помогайте мне!» Я не буду касаться здесь стороны эгоизма, хотя он налицо, налицо потребительское отношение ко Вселенной. Но помимо прочего, ведя подобные разговоры, мы закладываем страшную теоретическую вещь. Помните, как говорится? Как корабль назовешь, так он и поплывет! Считаешь себя маленьким, сирым и убогим, заслуживающим снисхождения и жалости - сам себя таким делаешь! Понимаете, в чем ловушка? Чем себя считаешь, тем и становишься! И прямо противоположный этому, подход Тантр, когда мы говорим: «Всё! Я осознал, что моя суть и суть Вселенной едины и что мой потенциал безграничен! Я начинаю помогать людям изменять свою Вселенную к лучшему. Я не жду, когда я достигну Просветления, а прямо сейчас начинаю работать. Я не жду, когда у меня откроется третий глаз и проснется Кунадалини, а помогаю уже сейчас, в том объеме, в котором понимаю, в котором могу».

В Тантрах есть одно очень сильное высказывание, о котором следует поразмыслить: «Хочешь быть Богом - веди себя как Бог». А наши друзья буддисты любят цитировать шутку о неразрывности сансары и нирваны, о том, что нет между ними разницы. Напомню, что под сансарой понимается то, что мы называем бытовухой, а нирвана – это Высшее Просветление, это райские кущи. Очень странное высказывание. Нет разницы! Никто не мешает прямо сейчас сделать вашу жизнь такой, какой вы хотите ее видеть. Другое дело, что до этого вы хотели чего-то другого и уже успели наворотить дел, поэтому приходится двигаться дальше с учетом всех этих предыдущих желаний. Но по сути, основной тантрический метод именно такой.

Вот почему в среде йогов и йогинь, во-первых, принято общение с себеподобными, а во-вторых, общение не в потребительском качестве, мол вот я такой маленький, учителя с Гималаев, придите, научите меня, помогите мне. Нет, и хотя, конечно, надо обращаться к учителям с Гималаев, но все, что ты можешь сделать сам - сделай сам. Не жди когда учитель с Гималаев придет и гвоздь вместо тебя будет в стену забивать будет. Забей гвоздь сам. Не жди, пока он будет тебя Хатха йоге учить - книжку открой и прочитай, ведь читать-то умеешь. Попрактикуй сам хоть немножко, хоть палец об палец ударь! В среде йогов и йогинь это очень серьезный аспект. Ты общаешься с себе подобными, ты устраняешь препятствия на пути духовного роста всем тем, кто в этом нуждается, ты постоянно прислушиваешься к Высшему, к Учителям, к знанию йоги, ты очень активный ведешь образ жизни.

Секретность и открытость в йоге

Ранее мы говорили, что человек, практикующий йогу, в Тантрах называется вира. Один из возможных переводов слова вира - герой. Юлий Цезарь однажды сказал: «Проживай каждый день так, как если бы это был твой последний день» Да, друзья, что толку думать о завтрашнем дне, может завтра тебя закопают? А прошлое уже ушло. Поэтому живи сегодня, делай что-то важное и человек, находящийся в этом состоянии называется вира или герой. Если хочешь быть Богом, веди себя как Бог. Соответственно из этого вытекают все последующие практики. Но вы только подумайте, что будет, если этот лозунг кинуть в среду людей - полуживотных? Представьте какого-нибудь уголовника недоразвитого, который кого-то порешил, кого-то ограбил, кого-то изнасиловал и что будет, если вы ему скажите: «Хочешь быть Богом, веди себя как Бог». Да это толкнет его на еще большие злодеяния! Такие люди почувствуют себя богами и начнут творить всяческие непотребства. А ведь закон кармы никто не отменял и если ты делаешь что-то не совсем чудесное, то это лишь вопрос времени, когда к тебе вернутся результаты этого труда. Нет, друзья, этого делать не надо, это страшно.

Поэтому методы йогов и йогинь с одной стороны не то, чтобы скрывались и не то, чтобы лежали в кошелочке на черный день, нет они практиковались, но о них никто не трепался среди ненужных людей. В противном случае мы своим трепом подтолкнем кого-нибудь на подвиги, в отрицательном смысле этого слова. Какой-нибудь человек наслушается нас и начнет делать телодвижения непотребные, и это опасно, потому что отрицательную карму получат все и он, потому что творил непотребства и мы, потому что язык за зубами надо было держать. И еще не понятно, чья карма будет тяжелее. С другой стороны и паранойи секретности, которая наблюдалась на протяжении длительного времени, не должно быть. Это сейчас вы можете пройти курс йоги, можете посетить семинар, на котором вас научат мощнейшим практикам, мантрам, янтрам. Еще лет 200 назад подобное бы в страшном сне ни одному йогину не приснилось. Все было тотально засекречено и засекречено для того, чтобы знания не падали туда, куда не надо.

Получилось так, что секретность сыграла с учением йоги очень дурную службу. Йога стала исчезать, потому что ученики из-за секретности перестали находить своих Учителей, а соответственно Учителям стало некому передавать знания. В результате знание перестало струится по непрерывной цепочке и положение дел уже стало настолько критичным, что, как утверждают некоторые уважаемые мной йоги, йога должна была вообще исчезнуть. Мы с вами могли даже слова такого никогда не услышать. Но что-то очень серьезное и таинственное произошло лет 150-200 назад, когда случился некий переломный момент в развитии человечества и знание, которое до этого момента держалось под строжайшей тайной, стало распространяться, причем распространяться достаточно активно. И в результате мы с вами попадаем уже под другие правила игры, под другой образ жизни. Если бы мы с вами жили лет 300 тому назад, то жизнь наша протекала бы в каком-нибудь закрытом ашраме, где-нибудь в предгорьях Гималаев, где мы бы вели полностью закрытый образ жизни, никто бы со стороны не знал что у нас и как. Сейчас ситуация изменилась на прямо противоположную и наша святая обязанность – не задерживать на себе знание.

Так получилось, что я достаточно продолжительное время готовлю преподавателей йоги (подробнее о курсах для преподавателей можно узнать на сайте www.openyoga.ru) и делаю я это не потому, что мне это нравится, нет - просто больше некому этим заняться. Учителям не до этого, у них свои головные боли. И знаете, кого я всегда безжалостно отчисляю? Точнее, даже не отчисляю, а они сами уходят. Те, кто получив очень мощные практики, очень мощные знания, на мое напутствие: «Ну, дорогой, люди ждут, передай другим», мне отвечают: «Да еще время не пришло, да я еще сам не разбираюсь». Здесь у меня всегда закрадываются сомнения в эгоизме моего ученика. Зачем, к примеру, он хочет мантру, решающую проблемы, для себя лично придержать? Понимаете, это эгоизм! Такой человек думает: «Вот я буду сильнее, а все будут слабее, я буду выделяться над общей массой! У меня древние наработки, у меня посвящение, у меня прайога, а у них всего этого нет» Друзья, это чудовищный перекос. Хотя иногда это просто тупость - человек почему то начинает думать, что раз ему знание просто так досталось, то и все вроде как мысли умеют читать. Это несколько самонадеянно себе такой статус брать, чтобы всех мысленно учить. Как получил, так и передай! А если хоть чего-нибудь для себя удержал - руки тебе потом это знание будет жечь, не видать тебе Просветления, как своих собственных ушей. Поэтому у нас очень строго: получил знание на халяву - отдай дальше. Другое дело, что отдавать нужно квалифицированно, в полном объеме, со знанием дела, чтобы не плодить полузнания.

Итак, друзья, образ жизни поменялся и я всю эту долгую песнь веду к тому, что, к сожалению, мы только отчасти сможем скопировать образ жизни йогов и йогинь, которые донесли до нас знание йоги. Другую часть образа жизни мы должны вырабатывать сами, исходя из принципов йоги, общих положений и начинаний. И если раньше ты получал знание и в первую очередь должен был думать, как его спрятать посильнее, то сейчас, получая знание, тебя должна заботить передача этого знания. Вы должны постоянно соображать: “Как сделать так, что бы на мне эта цепочка не прервалась, чтобы я не стал в ней гнилым звеном?” Поэтому важно общаться с себеподобными, помогать всем, практиковать, не теряя времени, и избавляться от ханжеской цинично-эгоистичной позиции: «Вот я такой маленький, учите меня, просветляйте меня, а там видно будет» Если вы в первую очередь хотите знаний для себя, что бы решить какие-то свои личные проблемы, то вы, конечно, получите эти знания и решите свои проблемы, но в первую очередь внимание будет уделяться тем людям, кто бескорыстно помогает всем живым существам или, по-другому выражаясь, тем, кто активно перестраивает свою внутреннюю личную Вселенную. Сейчас в вашей Вселенной бардак, хаос, преступность и непотребства и если не хотите больше жить в такой Вселенной, значит создавайте себе другую - это позиция вира.

И теперь мы снова возвращаемся к нашей схеме, показывающей приоритеты в жизни. Итак, йоги и йогини, через которых к нам дошла йога придерживались пяти основных принципов. Самое первое - это цель, именно от нее и начинается вся пляска. Это то, к чему мы идем долго, мучительно и упорно. По большому счету все мы с вами живем неосознанно: рождаемся, за компанию растем, в школу ходим за компанию, учимся за компанию, работать устраиваемся за компанию, цели в жизни расставляем за компанию. Мы не явно и не активно выбираем себе приоритеты жизни, то, что будет для нас ценным, а что второстепенным. О вот в зависимости от целей, которые себе ставит человек, всех людей можно разделить на три группы.

Цель для пашу

Согласно терминологии Тантры, существуют люди, находящиеся в так называемом состоянии пашу. В свое время был такой чудесный писатель, Джонатан Свифт, который написал совершенно уникальное философское произведение - «Путешествие Гулливера». Мы с детства запомнили, что эта книга о чем-то смешном, про каких-то лилипутов, но на самом деле, это очень серьезное философское произведение. Как известно, Гулливер предпринимал два путешествия - в страну великанов и в страну лилипутов. И были у него еще два путешествия, описания которых почему-то не получили широкого распространения. Так вот в этом последнем своем путешествии он попал в страну, которую населяли разумные лошади и люди в скотском состоянии. И этих людей там называли «яху». Так вот, люди в состояние пашу - это яху. При случае найдите это произведение, или фильм посмотрите замечательный, его англичане в свое время сняли.

И для души в состоянии яху все цели в жизни либо неосознанные, либо за компанию, либо по традиции. Им необходимы четкие указания: «Делай так-то и так-то, остальное - табу». А если ослушаешься, то пять лет расстрела через повешение - старейшины за этим строго следили. Что мы видим? Жизнь у такого человека абсолютно неосознанная с самого детства и до самой смерти.

Цель для вира

У людей в состоянии вира (опять же пользуясь терминологией Тантры) цели жизни уже более структурированные. «Ага, я родился. Чего я хочу? А хочу я, скажем, денег заработать, стать богатым, получить власть, жену себе красивую хочу и наплодить детишек побольше» Эти цели уже можно себе представить, хотя у кого-то они могут быть и более абстрактными: «Хочу Нобелевскую премию в области литературы». И вот такой человек всю жизнь работает, стремится к своей цели и можно сказать, что он находится на более высоком уровне развития, чем человек-животное. Про йогов и йогинь можно сказать, что все они, по всей видимости, с самого рождения пребывают в нужном русле и еще и поэтому имеет смысл высказывание о том, что нет большего счастья, чем родиться в семье йога или йогини. У тебя тогда с самого начала приоритеты в жизни правильные.

Друзья, вопрос денег - это всего лишь вопрос вашего жизненного опыта и если вы умеете их зарабатывать, то вам и терять их не страшно, вы начинаете очень просто относиться к деньгам. А вот для людей, которые никогда не зарабатывали денег, эта тема весьма болезненна. Только когда есть опыт, что деньги могут как придти, так и уйти, человек начинает более свободно вести себя, и, как ни странно, деньги очень любят таких людей. Да, друзья, к деньгам надо относится плавно - пришло и ушло, пришло и ушло а вы наблюдаете этот поток, и создаете механизм для их сбора. Так работает фондовая биржа. Как правило, люди, которые в течение многих жизней умели зарабатывать деньги, в течение многих жизней теряли деньги, проще относятся к деньгам и деньги любят таких людей.

Но йоги и йогини понимали, что делать деньги целью своей жизни нельзя. С деньгами не все так просто - радость от их получения порой может быть омрачена совершенно чудовищным страхом их потери. Люди обычно боятся наперед, знаете такие мысли: «А вдруг меня ограбят? А вдруг у меня это утащат?» И подобные мысли способны полностью отравить существование человека, более того, в итоге деньги приносят больше страданий, чем радости. У меня был один товарищ, который очень много работал и разбогател просто сказочно. И как-то я застал его совершенно пьяным, просто в ноль. И знаете, что он мне сказал? «Маленькие деньги – маленькие проблемы, большие деньги – большие проблемы». Ему, друзья, было совсем не до веселья. Но это нельзя передать человеку, у которого не было аналогичного опыта. Поэтому если у вас есть желание денег, то йога рекомендует в первую очередь это желание удовлетворить, а не отказываться от денег заранее, еще не имея их. Нельзя отказываться от того, чем никогда не обладал, иначе это породит очень замысловатые кармические реакции. Если у вас есть какое-то стремление, которое никому не принесет вреда - осуществляйте!

То же самое касается и власти, и обретения сверхспособностей, и желания иметь жену красивую. Ведь, друзья, действительно можно найти себе очень красивую жену, но только потом вас накроет череда проблем, связанная с межличностным общением, со всеми этими склоками и терками, которые сведут на нет всю радость совместной жизни. Поэтому ставить целью своей жизни найти себе жену прекрасную не совсем разумно. Это даже не говоря о том, что она ведь может и бросить тебя в самый не подходящий момент, или ты сам ее разлюбишь. Стремясь к этим вещам мы становимся на потенциально опасные правила игры.

Размышляя об этом человек может с ужасом начать понимать, что в этом мире ни за что хвататься нельзя. Это состояние монаха, который отказался от мира, отказался от потерь. «Если вы не живете, вам и не умирать».

Как из «хочу» получаются страдания. Испытание изобилием

Друзья, как только вы говорите: «Хочу!», или позже говорите «Моё!», знайте, что следующее ваше слово будет «страдание» и это лишь вопрос времени. Как все хитро сложится - неизвестно, но нашу карму никто не отменял и мы обязательно получим страдание через то, что хотели иметь. Поэтому в среде йогов и йогинь было принято хотеть лишь то, что не принесет им в дальнейшем страданий. И не потому что они как-то себя уговорили, нет, просто они всем этим вдоволь наелись, проживая миллионы жизней в предыдущих телах. Можно хотеть есть, когда ты голоден, а когда ты сыт и тебя от еды тошнит, ты к ней и не стремишься.

А что же тогда остается в жизни йога, если он ни к чему не стремится? Ну, хорошо, дети - это благородно и замечательно, но, как вы помните, это в первую очередь священный долг, а не цель. Это бич многих девушек, которые не могут найти себе место в жизни и думают, что если сейчас нарожают детей и будут их воспитывать, то это станет их целью. Только дети потом вырастают, становятся алкоголиками и посылают эту мамашу куда подальше, а она страдает: «Я на них всю жизнь положила». Ну, извини, дорогая, сама такую жизнь выбрала. Это не значит, что нельзя так себя вести, но нельзя на это подсаживаться! Как только на что-то подсел, жди что это развернется совсем в другую сторону.

Что же остается? Полностью отказаться от мира? Денег не зарабатывать, к власти не стремиться, до женщин не дотрагиваться? Но и это не выход, потому что пока мы этим всем не наедимся, нам будет казаться, что именно во всем этом заключен смысл. И только у людей, которые в течение множества жизней все это отрабатывали, начинается отторжение. Тут я хочу провести небольшую параллель и сказать, что самое чудовищное испытание, которое нас ждет будущем, при условии, что мы не выработаем правильные приоритеты в жизни - это испытание изобилием, это испытание роскошью и ждет оно нас всех в самое ближайшее время. Понимаете, не Армагедон, не конец света, не метеорит в нас врежется, не война ядерная начнется и не террорист с бомбой всех уничтожит, нет. Вот сейчас вы все бегаете, прыгаете, потому что условия жизни вас в тонусе держат, заставляют лапками бить, а представьте, что завтра можно будет не работать и все это иметь. Эта роскошь нас убьет, потому что все малейшие недоработки со времен жизни на уровне пашу расцветут таким пышным цветом, что человек полностью потеряет смысл жизни. В результате нас захлестнут волны суицидов, которые, кстати сказать, уже начались в развитых странах. Казалось бы, все как «сыр в масле катаются», а только и слышишь, что один застрелился, другой удавился. Вот так и получается, что иногда отрицательные условия жизни вовсе не являются для нас наказанием, а скорее серьезным лекарством, сохраняющем нам жизнь. Человек попадает в довольство, попадает в благоприятные условия, наедается всем этим и если к Высшему он не стремится, то что ему остается? Или пулю себе в лоб или русская рулетка, чтобы хоть как-то себя в тонусе держать. Экстремальные виды спорта, кстати, являются характерным отпечатком тех стран, где есть достаток. Ни одному негру, который с утра до ночи бегает, чтобы себе кусок хлеба добыть и в голову не придет вести такой образ жизни! Так что, друзья, как ни странно это звучит, но хорошую жизнь переживут не все.

Скажи преходящему – нет, а Высшему – да!

Но вернемся мы к цели жизни. Итак, у йогов и йогинь изначально не было стремления к внешнему, они не цеплялись за него, поэтому их хорошая жизнь не портила. Им было все равно: хорошие условия жизни, плохие условия жизни - какая разница? Они за это не цеплялись. Кстати сказать, это прекрасно понимают все религиозные деятели, которые как раз и делают упор на бренность и преходящность бытия и они в этом смысле правы, потому что если анализировать жизнь с этой точки зрения, то, действительно, получается, что смысла в ней вроде как и нет - очень мрачная перспектива. Но на самом деле смысл есть. И эта Высшая цель, к которой как раз и стремились йоги и йогини не может быть выражена в словах, начиная с какого-то момента человек начинает ее чувствовать интуитивно. Такой человек начинает осознавать, что все преходящее приносит одни страдания и если хочешь их избежать, то есть лишь одна вещь, к которой надо стремиться - это Высшее. Иногда люди спрашивают: «К чему стремятся йоги, йогини, аскеты? Как они могут отказаться от наслаждения, от радости, от счастья?» А они не отказываются, они просто выбирают такой стиль общения со всем этим, который в принципе не принесет страдания.

Если вы видите в своем муже - мужа, то лишь вопрос времени, когда вы начнете с ним страдать. Если вы видите в своей жене - жену, лишь вопрос времени, когда вы начнете с ней страдать. Если вы видите в своих детях - детей, лишь вопрос времени, когда вы начнете с ними страдать. Если вы видите в работе - работу, лишь вопрос времени, когда вы начнете на ней страдать. Что бы вы сейчас не перечислили, какую бы вещь или состояние не назвали, но если вы к нему будете стремиться, потом получите и схватитесь, то наслаждения у вас будет на три секунды, а беспокойства на триста лет. К сожалению, так устроен мир.

В то же самое время, для человека, который выбирает Высшее и стремится к нему, происходит очень странная трансформация: в своей жене или в муже йог или йогиня видят Высшее в оболочке жены или мужа, в своих детях они видят не детей, а Высшее в оболочке детей, в работе - не работу, а ступеньки к Высшему. На первый взгляд может показаться, подумаешь какая маленькая хитренькая подмена, вроде ничего существенного, но это не так просто сделать, мы все равно будем интуитивно хвататься за формы. Хотя это единственный шанс нам всем с вами жить, заниматься своим делом, любить, рожать, работать, достигать высот и при этом не остаться у разбитого корыта. Потому что если человек за всем преходящим видит Высшее, он начинает скользить по жизни подобно тому, как виндсерфингисты скользят по гребням волн. Но стоит только ухватиться за одну волну, как она вас тут же разобьет о берег. Если вы перестанете хвататься за преходящее, а будете стараться видеть за ним неизменное, то вы начнете наслаждаться жизнью, скользя с одной волны на другую и при этом вам будут не страшны удары волн о берег или скалы. Цель йогов и йогинь - уметь каждую секунду жизни видеть Высшее в преходящем и быть ему преданным.

Как только ты научишься это делать, жизнь твоя совершенно магическим образом трансформируется: пришли деньги - ты радуешься, ушли деньги - ты тоже радуешься, пришла жена - ты радуешься, ушла жена - ты тоже радуешься, родился маленький ребенок - ты радуешься, но вот ребенок вырос, оперился и улетел жить своей жизнью - а ты опять радуешься, потому что с тебя головная боль снялась. Мы перестаем цепляться, мы скользим по жизни как по гребням волн, но для этого наш взор должен быть устремлен к Высшему. Как только схватился за что-нибудь – всё, тут же тебя об берег кинет и будет больно. Причем, чем больше наслаждение - тем больше волна, а чем больше волна - тем сильнее она тебя стукнет. Или по-другому: “Кто высоко поднялся, тому далеко падать”. Йоги и йогини древности от самого своего рождения придерживались этой цели, это был смысл по умолчанию, который не надо было никому объяснять, они этим жили. Вот у нас сейчас тоже есть какие-то общепризнанные нормы поведения и мышления, то, что мы все, не сговариваясь, считаем естественным. Причем для нас это может быть что-то одно, а для других людей - другое. Например, для людоедов, живущих в джунглях, считается совершенно естественным закусывать по праздникам человечинкой, так же как для нас торт съесть. У йогов и йогинь с самого начала приоритетом было Высшее, и только потом наслаждение всем многообразием того, что дает жизнь. И самое важное - не предать Высшее! Ну а если предал Высшее, ухватился за волну, сразу - шмяк, после чего сидишь и чешешь в затылке. понимаешь, что был не прав. Я не хочу сказать, что среди йогов и йогинь все были небожители, нет, это были реальные люди для своей эпохи, они тоже делали ошибки одни побольше, другие поменьше, учились на этих ошибках. Более того огромное количество предупреждений нам оставили именно те, кто сначала совершил ошибку, затем ее устранил и составил описание, чтобы другие не попадались. Есть совершенно чудесные тексты, для меня они являются священными, в которых йоги и йогини описывают свои ошибки, после которых их, в буквальном смысле слова, физически уничтожало. И вот они писали предупреждения, чего не стоит делать, хотя сами, понятно, до следующей жизни вряд ли этим советом смогли бы воспользоваться.

Итак, друзья, как только хоть на секунду потеряете мысль о Высшем, схватитесь за преходящее, а надо сказать, что иногда это может быть очень утонченно и совершенно не видимо, и сразу получите негативный результат. И это накладывает на меня достаточно серьезные ограничения, когда я пытаюсь объяснять Высшие йоги. Иногда ко мне приходят и говорят: «Уважаемый гуру, йога Влюбленности – это же так классно! Надо любить друг дружку и всё будет о’кей. А ну-ка, давайте-ка нам эту йогу, выкладывайте!» И тут возникает проблема, потому что с одной стороны я не имею никакого права держать знание для себя, вы помните, мы уже об этом говорили, я обязан передавать знание. А с другой стороны, как мне все это объяснить человеку? Начинаю разговаривать и выясняю, что человек йогой не занимается, Аксиоматику не знает, спрашиваю о том, чего он от жизни хочет и тут выясняется, что хочет он и домик на Рублевке, и вертолет, и деньжат, и жену красавицу - фотомодель, и детишек, и чтобы все это было большим куском с бантиком в виде Просветления. И я не могу такому человеку дать знание, потому что он уже схватиться за форму, и любая йога Влюбленности у него превратится в обычную влюбленность, которая как возникнет, так и исчезнет. Бесполезно на песке рисовать, придет волна и все смоет. В этом очень серьезная трудность.

По этой причине я и затеял эту серию лекций про образ жизни йогов и йогинь, донесших до нас йогу. Если вы не будете понимать, чем они жили, как они жили, вы не поймете йогу, не поймете того основного момента, который делает ее рабочей. Поэтому я повторяю еще и еще раз, что как только мы начинаем хвататься за преходящее, друзья, вопрос времени когда к нам придет разочарование, вопрос времени когда к нам придет страдание. Только лишь вопрос времени! Мне очень больно смотреть на влюбленные пары, клянущиеся друг другу в вечной верности. Сколько я этих влюбленных пар за свою жизнь насмотрелся! Есть очень хорошее выражение в йоге Влюбленности: «Если видишь влюбленных - оставь их в покое, либо помоги» Помоги в том смысле, что устрани препятствия. Но с другой стороны, как ни странно, препятствия на пути влюбленных, порой, продлевает время жизни их влюбленности. Например, пока он на северном полюсе, а она его здесь ждет - у них влюбленность, а стоит ему приехать, так они на третий день, глядишь, уже поругались и подрались. А прожил бы еще полгода на своем полюсе, так у них бы еще влюбленность продолжалась. Как ни странно, но препятствия порой консервируют нашу негативную карму и она не разворачивается, вот такой парадокс. Поэтому не стремитесь бросаться на шею объекту своей влюбленности, иначе своими объятиями всю влюбленность в песок разотрете. Так вот, как только сказал: «мое», как только схватился: «мой муж», «моя жена», «мои дети», «моя собака», «моя квартира», «мой счет в банке» - жди как кто-то или что-то согласно твоей (я подчеркиваю – твоей) негативной карме отнимет это у тебя. Ну или этот предмет просто перестанет доставлять наслаждение.

Причем играть роль злого полицейского будет не внешняя сила, которая нас наказывает (иногда думают, что это злая сила снаружи пытается нам отравить жизнь), нет, друзья, отравлять жизнь мы будем себе сами, посредством своей негативной кармы, семена которой ждут своего времени внутри нас. К слову сказать, влюбленность тоже уничтожают наши внутренние семена негативной кармы, снаружи этот подарок никто у нас не отбирает. Да, как только сказал «мое», как только схватился, как только начинаешь строить наполеоновские планы - жди визита своей негативной кармы. И даже если негативная карма не придет и ты достигнешь своей цели, следом придет разочарование. К примеру, получишь миллиард долларов, а следом придет тоска, хоть повесься, даже пропить его будет не с кем, да и не пропьешь столько. И это очень страшные вещи. А идея в том, чтобы из жизни в жизнь нас научить не привязываться. С каждым разом, оставаясь у разбитого корыта, мы начинаем умнеть, мы перестаем цепляемся так сильно.


Если видео на youtube не работает, вы можете посмотреть лекцию здесь:

Скачать аудио лекции.
Скачать аудио в высоком качестве.
Скачать видео лекции.
Последнее изменение: воскресенье, 21 марта 2021, 14:31